Аттестация

  Аттестация педагогических работников — это изучение и оценка их профессионального уровня, деловых и личных качеств, результатов педагогической деятельности по формированию знаний, умений, навыков, интеллектуального, нравственного, творческого и физического развития учащихся при реализации содержания образовательных программ дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, специального, дополнительного образования детей и молодежи, программ воспитания, осуществлении научно-методического обеспечения.

  Аттестацию педагогических работников в учреждении образования проводится на присвоение либо подтверждение второй, первой и высшей педагогической категории.

   Аттестация проводится по инициативе педагогического работника либо по инициативе руководителя учреждения образования.

   По инициативе педагогического работника аттестация проводится на присвоение педагогической категории.

   По инициативе руководителя учреждения образования аттестация проводится на подтверждение педагогической категории и является обязательной для педагогического работника.

   Основными принципами аттестации являются: коллегиальность, системность и целостность экспертных оценок. Один из важнейших принципов, на которых строится аттестация педагогических кадров – это приоритет личности, уважительное отношение к личности оцениваемого, его гражданским и профессиональным правам. Аттестация должна проводиться в соответствии с общественными нормами и имеющимися юридическими основаниями, быть этичной, не унижающей человеческое достоинство.

  Квалификационный экзамен проводится с целью независимой экспертной оценки научно-теоретической и методической подготовки педагогических работников.

  Основными задачами экзамена являются стимулирование роста профессионального мастерства педагогических работников, развитие их творческой инициативы, овладение передовым опытом, включение в исследовательскую деятельность, определение уровня профессионального мастерства педагогического работника, который достигнут после получения предыдущей квалификационной категории.

  Аттестация педагогического работника проходит в форме определенной процедуры. В соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме высших учебных заведений), утверждённой Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 №101 (в ред. постановления Министерства образования Республики Беларусь от 26.11.2014 № 163).

 

УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК АТТЕСТАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ НА ПРИСВОЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ КАТЕГОРИЙ

 

Общие правила присвоения специалистам квалификационных категорий определены Общими положениями Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 (далее ‒ Общие положения).

В соответствии с пунктом 18 Общих положений к аттестации допускаются специалисты, имеющие предусмотренные квалификационными характеристиками образование и стаж работы по соответствующим должностям.

Квалификационные характеристики должностей педагогических работников определены Единым квалификационным справочником должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании», утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.07.2020 № 69 (далее – ЕКСД).

Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101 утверждена Инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) (далее – Инструкция).

Инструкция определяет условия присвоения квалификационных категорий педагогическим работникам.

Для всех должностей педагогических работников, по которым в соответствии с ЕКСД предусмотрено категорирование, Инструкцией установлены обязательные условия, не противоречащие Общим положениям.

Согласно ЕКСД по таким должностям как руководитель (директор начальник, заведующий, заместитель заведующего по основной деятельности) (далее – руководители) присвоение квалификационных категорий («категорирование») не предусмотрено. Следовательно, педагогические работники, занятые в данных должностях руководителей, не проходят аттестацию на присвоение или подтверждение квалификационной категории.

В случае выполнения руководителем на условиях совместительства работы в должности педагогического работника, которому устанавливаются нормы часов педагогической нагрузки за ставку и по которой предусматривается «категорирование», данные педагогические работники проходят аттестацию на присвоение квалификационной категории в соответствии с Инструкцией. При этом объем работы по занимаемой должности для присвоения квалификационной категории при работе по совместительству Инструкцией не установлен. В этой связи педагогический работник может претендовать на присвоение квалификационной категории по занимаемой должности вне зависимости от объема педагогической нагрузки.

Согласно пункту 5 Инструкции аттестация на подтверждение квалификационной категории проводится по инициативе руководителя организации системы образования (с согласия педагогического совета учреждения образования (совета учреждения образования). Аттестация на подтверждение квалификационной категории может проводиться в отношении педагогического работника, имеющего перерыв в работе на педагогических должностях более двух лет.

Обращаем внимание на то, что инициирование проведения такой аттестации является правом, а не обязанностью руководителя организации.

В соответствии с частью второй пункта 6 Инструкции квалификационная категория присваивается по каждой занимаемой должности.

Согласно пункту 17 Инструкции решение о допуске к аттестации (отказе в допуске) принимает аттестационная комиссия.

Условия допуска к аттестации перечислены в пункте 18 Инструкции:

  • наличие стажа работы в должности два года – для присвоения второй квалификационной категории, два года со дня присвоения второй категории – для присвоения первой квалификационной категории, три года со дня присвоения первой квалификационной категории – для присвоения высшей квалификационной категории). Исключение из данного правила составляют случаи, указанные в частях третьей-пятой и седьмой пункта 19, пунктах 20 и 20-1 Инструкции.
  • соответствие полученного образования квалификационным требованиям;
  • усвоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов в сроки, предусмотренные законодательством.

Согласно пункту 47 Положения о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2011 № 954, руководители организаций обеспечивают направление:

  • педагогических работников учреждений образования, реализующих образовательные программы дошкольного, общего среднего, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи, дополнительного образования одаренных детей и молодежи, для получения образования при освоении содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 года;
  • педагогических работников из числа лиц профессорско-преподавательского состава для получения образования при освоении содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов или образовательной программы стажировки руководящих работников и специалистов по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет;
  • иных работников для получения образования при освоении содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет.

Обращаем особое внимание на то, что лица, получившие диплом о среднем специальном образовании с отличием, диплом о высшем образовании с отличием, диплом магистра или исследователя, допускаются к аттестации на присвоение второй квалификационной категории без учета стажа работы в должности. При этом к указанным педагогическим работникам, а также к педагогическим работникам, принятым с должностей профессорско-преподавательского состава, лицам, имеющим ученую степень и (или) ученое звание, не применяется обязательное условие допуска к аттестации о необходимости освоения содержания программ повышения квалификации руководящих работников и специалистов.

Согласно пункту 20 Инструкции без учета стажа работы в должности педагогический работник может претендовать  на присвоение квалификационной категории, присвоенной ранее по  другой должности. В данном случае также должны соблюдаться такие условия допуска к аттестации, установленные пунктом 18 Инструкции, как:

соответствие полученного образования квалификационным требованиям;

усвоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов в сроки, предусмотренные законодательствам.

Вновь принятые на работу педагогические работники, имеющие право претендовать на присвоение квалификационной категории на основании частей третьей-пятой и седьмой пункта 19, пунктах 20 и 20-1 Инструкции и изъявившие желание пройти аттестацию, могут обращаться в аттестационную комиссию в любое время календарного года.

Согласно пункту 20-1 Инструкции в исключительном случае педагогический работник по ходатайству руководителя организации системы образования или аттестационной комиссии без учета присвоенной ранее квалификационной категории и (или) стажа работы в должности, по которой он проходит аттестацию, может быть допущен к аттестации на присвоение первой, высшей квалификационной категории с согласия начальника главного управления по образованию облисполкома, председателя комитета по образованию Мингорисполкома (в зависимости от территориального расположения учреждения образования, независимо от подчиненности и формы собственности). По мнению Министерства образования к таким случаям можно относить не только достижения работником значимых результатов в педагогической деятельности, но и значительный опыт работы в иных отраслях экономики, связанный с педагогической, научно-педагогической, спортивной, воспитательной, социальной деятельностью и др.

 


Требования к представлению педагогического опыта⇒


 

Документы, которые предоставляет педагогический работник
для сдачи квалификационного экзамена в процессе аттестации
на присвоение высшей квалификационной категории:

  •     Педагогический работник для сдачи квалификационного экзамена в процессе аттестации на присвоение высшей квалификационной категории предоставляет следующие документы:
    1. Направление на сдачу квалификационного экзамена (высылается учреждением образования).
    2. Опыт педагогической деятельности в бумажном и электронном варианте (предоставляется во время экзамена).

 

  •     Педагогический работник для сдачи квалификационного экзамена в процессе аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории предоставляет следующие документы:
    1. Направление на сдачу квалификационного экзамена (высылается учреждением образования).
    2. Опыт педагогической деятельности в электронном варианте (за 10 дней до начала экзамена высылается на адрес учреждения, где будет проходить квалификационный экзамен).
    3. Опыт педагогической деятельности в бумажном варианте (предоставляется во время экзамена).