Учитель-дефектолог ПКПП


 


Развитие речи детей через общение и игру⇒


 


"Использование информационно-коммуникационных технологий для развития речи детей дома"

Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения.

Ребенок и он-лайн игры – явление в современном обществе привычное, но полезное ли? Использование компьютера – еще одна сфера, где можно успешно сочетать получение полезных знаний с развитием интеллектуальных и творческих способностей. Логопедические игры он-лайн помогут вашему малышу провести время с пользой и с интересом.

Логопедические распевки. Основной принцип – тесная связь речевого материала с музыкой и движением. Тексты песенок вызывают у детей интерес, создают радостное настроение, впечатления делают эмоционально богаче, помогают легче преодолеть комплексы и речевые нарушения.

Обучающие презентации. «Презентация — это — обучающий мини мультик, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками, это отличное пособие для мам рассказать своему ребенку об окружающем мире так, как она сама его видит, не выходя из дома и не летая в дальние страны». Применение обучающих мультимедийных презентаций позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка, открывает новые возможности образования.

В разделе «Обучение чтению и счёту» Вы найдёте простые, но эффективные игры, которые помогут легко выучить дошкольнику буквы, цифры, научиться читать и считать. Там предлагаются картинки-раскраски по различным лексическим темам, которые отрабатываются на коррекционных занятиях в учреждении дошкольного образования. Вы вместе с детьми можете распечатать и раскрасить эти картинки, а затем вклеить их в тетрадь, закрепляя тем самым словарь по этой теме.

Онлайн-игра «Алфавит-раскраска» — игра помогает запомнить названия букв русского алфавита, тренирует в подборе слов на заданную букву, развивает фонематическое восприятие.

Онлайн-игра «Фонетическая раскраска» — игра помогает в развитии фонематического восприятия, формирует навык выделения звука в слове, помогает научиться производить фонетический анализ слова.

Ребёнок выбирает звук, слышит его и видит на экране 4 картинки. Названия некоторых картинок содержат выбранный звук, их можно раскрашивать, щелкая на отдельные части картинки кисточкой. Названия других картинок не содержат выбранный звук, при попытке их раскрасить будет раздаваться звуковой сигнал.

Помните! Компьютер не заменит живого общения, игры с ребенком, но может стать помощником при соблюдении временных интервалов.


Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

  1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по раз­витию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

  2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

  3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на началь­ном этапе.

  4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем — и детям и взрослым — научиться говорить правильно, чётко и красиво.

                        Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью весёлых историй о Язычке. На этом этапе малыш должен повторять упражнения 2-3 раза. Затем повторяйте с ним все упражнения, используя карточки не менее 5-6 раз, которые помогут быстрее освоить все упражнения, к тому же по ним можно заниматься, не имея под рукой дополнительных книг.

 Не забывайте выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.

           Упражнения на повторение помогут отработать определённые положения органов ар­тикуляции, необходимые для произношения звуков, которые вызывают наибольшие трудности имен­но у вашего малыша.

                                 Рекомендации к проведению упражнений:

Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зри­тельный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (ввер­ху или внизу)?

Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.

К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавны­ми, без подёргиваний.

В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.

Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача-логопеда и специальный массаж.

             Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

Желаем успехов! 


  "Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?"

  1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

  2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

  3. Малыш учится концентрировать своё внимание и  правильно  его  распределять.

  4. Если ребёнок будет  выполнять  упражнения,  сопровождая  их  короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

  5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

  6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

  7. В результате усвоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.


«Вырабатывае привычку правильного произношения»

   Звуки поставлены и введены в речь, но если не контролировать речь ребёнка, он легко может их вновь утратить, и всё придётся начинать сначала.   Дома, во время прогулок, поездок:

— вы также можете контролировать произношение «трудного» звука у ребёнка в спонтанной речи, попросив рассказать о чём-то, описать предмет;

— не упустите возможность использовать новые впечатления ребенка для развития выразительности речи;

— при описании пейзажа обращайте внимание ребенка на использование прилагательных и других частей речи, делающих нашу речь богаче;

— чаще говорите с ребёнком и не только на бытовом уровне, следите за собственной речью, избегайте слов-паразитов, ведь дети очень часто копируют речь родителей, их манеру общения.

  Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения.

 


Памятка для родителей «Развитие речи ребенка»

Чтобы помочь ребенку, запомните эти правила:

— не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка; не перегружайте его речевыми занятиями; игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту;

— в общении с ребенком следите за своей речью; говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите четко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности; непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните ребенку;

— не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте также уменьшительными и ласкательными суффиксами – все это тормозит речевое развитие ребенка;

— стремясь показать малышу неточности и ошибки в его речи, будьте осторожны и ни в коем случае не смейтесь над ним; самое лучшее – тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово: если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, четко и не спеша.

— не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: а понятен ли ему ваш ответ?

— если в доме есть магнитофон (любое другое устройство, на которое можно записывать звуки), раз в месяц записывайте речь ребенка, такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.

 


"Чем и как занять ребенка дома?"

Уважаемые родители!

Вечера будних дней и выходные в жизни вашего ребенка всецело принадлежат вам, самым близким и дорогим для него людям — родителям.

Чем заняться с ребенком в это время? Почитать? Посмотреть новую телепередачу? А может быть, отправиться в поход?

Предлагаем вашему вниманию игры, которые помогут заинтересовать ребенка дома.

  1. Разноцветное меню. Предложите ребенку составить меню из продуктов одного цвета. Для начала вместе решите, сколько продуктов будет входить в меню. Например, «Красное меню» из трех блюд: помидора, перца, свеклы. (Эта игра помогает развить логическое мышление и воображение ребенка, способствует сенсорному развитию — усвоению сенсорного эталона цвета.)
  2. Угадай-ка! Возьмите несколько предметов и внимательно рассмотрите их с ребенком. Завяжите ребенку глаза шарфом. Заверните один из предметов в платок и предложите на ощупь определить, что он держит в руках. А теперь, ваша очередь угадывать! (Игра способствует развитию тактильного восприятия, мышления и воображения ребенка.)
  3. Маленький Шерлок Холмс. Поставьте перед ребенком 5-7 предметов. Предложите ему хорошо их рассмотреть и запомнить. Затем попросите его отвернуться или крепко закрыть глаза, а сами уберите один предмет. Теперь он должен назвать исчезнувший предмет и описать его. Потом ваша очередь  запоминать предмет! (Игра помогает развить память, внимание, мышление.)

Предложенные игры помогут не только с пользой провести свободное время с ребенком, но и будут содействовать обогащению словарного запаса ребенка, развитию связной речи и психических функций (внимание, память, мышление).


Игры и упражнения для дошкольников с ОНР

на развития слухового внимания и памяти дома с родителями.⇒


Учитель-дефектолог

Многие родители думают, что речь ребенка исправится сама собой, с возрастом, но это не так, чем старше становится ребенок, тем сложнее исправить недостатки в речи. Своевременно оказанная помощь сэкономит ваши нервы и поможет вашему ребенку почувствовать себя более уверенным.

Что делает учитель-дефектолог?

Учитель-дефектолог  - это квалифицированный специалист, работающий в  ПКПП (пункт коррекционно-педагогической помощи) учреждения дошкольного образования с категорией детей с особенностями психофизического развития (далее ОПФР).

Основной целью работы учителя-дефектолога является оказание коррекционно-педагогической помощи детям, которые испытывают стойкие или временные трудности в освоении учебной программы дошкольного образования.

Широко распространенное мнение  о том, что учитель-дефектолог только «ставит» звуки, т. е. исправляет неправильное произношение, не совсем так.

Целью коррекционно-развивающего обучения является РАЗВИТИЕ ВСЕЙ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ  в целом, а именно:

  • развитие общей речевой активности;
  • накопление словаря;
  • развитие физического и фонематического слуха;
  • развитие грамматической стороны речи;
  • обучение навыкам словообразования и словоизменения;
  • развитие связной речи;
  • развитие артикуляционной моторики;
  • коррекция произношения.

В ходе коррекционной работы решается ряд других задач:

  • развитие познавательной сферы ( внимание, память, восприятие, мышление);
  • формирование предпосылок обучения грамоте;
  • профилактика нарушений чтения и письма.

 

Как «попасть» на занятия к учителю-дефектологу в ПКПП?

Согласно Положению о ПКПП (Постановление Министерства образования РБ от 20.10.2011г.) зачисление детей в ПКПП осуществляется приказом руководителя учреждения образования на основании следующих документов:

 

  1. Заявления законного представителя ребенка.
  2. Заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР).

 

! Следовательно, учитель-дефектолог самовольно не может зачислить ребенка на занятия.

С какого возраста и с какими речевыми нарушениями зачисляют в ПКПП?

В ПКПП зачисляются дети с несложными речевыми нарушениями:

- нарушение произношения отдельных звуков (артикуляторно-фонетическая дислалия); - нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия (фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), акустико-фонематическая дислалия);  - грубые нарушения звукопроизношения, обусловленные неразвитым мышечным тонусом (стёртая форма дизартрии, артикуляторно-фонематическая дислалия); - заикание (лёгкая степень);

- НВОНР (нерезко выраженное общее недоразвитие речи) у детей со стертой формой дизартрии, или  НВОНР не осложненное.

 

В первую очередь  зачисляются дети 5-6 лет (старшая группа), которым через год поступать в школу.

Как часто проводятся коррекционные занятия и  в какой форме?

Как часто проводятся с вашим ребенком коррекционно-развивающие занятия и их продолжительность определяет учитель-дефектолог в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста ребенка и его психофизических особенностей. 

Цель групповых занятий – развитие фонетико-фонематического восприятия и обучение элементам грамоты; формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи.

Цель индивидуальных занятий — коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов.

Нужно ли выполнять рекомендации специалистов и как?

Для преодоления речевых нарушений необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.

Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

  • не ругать ребенка за неправильную речь;
  • ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
  • не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
  • осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия со специалистами.

Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. 

Особое внимание родители должны уделять выполнению рекомендаций специалиста. Весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное.

Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой и эмоциональный контакт.

Полезная ссылка

https://correct-lida.schools.by

 

Советы учителя-дефектолога

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
  • Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
  • Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 - 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
  • Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»
  • Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
  • Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д. 
  • Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.
  • Если ваш ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
  • Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
  • Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание. 
  • Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

 

КАК НАУЧИТЬ МАЛЫША СЛЫШАТЬ И ПРОИЗНОСИТЬ ЗВУКИ

Совсем не обязательно заучивать все стишки наизусть. Важно научить ребенка акцентировать внимание на отдельных звуках, на умении произносить и слышать их. Например: мама читает ребенку стишок, а он повторяет за ней лишь звуки, данные в скобках. Регулярно выполняйте с ребенком следующие упражнения и результат, не заставит себя долго ждать.

                  Упражнение 1

Пролетел веселый жук(Ж –Ж-Ж) Зазвенел комарик вдруг (З-З-З), Ветер ветки раскачал (У-У-У), Шарик громко зарычал (Р-Р-Р)! Зашумел в воде камыш(Ш-Ш-Ш)! И опять настала тишь (Ш-Ш-Ш).

Упражнение 2

(Ш-Ш-Ш) – шуршит опавший лист. (С-С-С) – змеиный слышен свист. (Ж-Ж-Ж) – шмели в саду  жужжат. (Р-Р-Р) – моторы тарахтят.

    

Упражнение 3

Маша заблудилась

                    Плачет Маша: (А-А-А), А волчище: (У-У-У)! Страшно Машеньке в лесу, Позовем ее: (А-У)!                                           

 

Упражнение 4

Тигры рычат: (ГАР-Р-Р), Вороны кричат: (КАР-Р-Р), Кони хрипят: (ХР-Р-Р), Ставни скрипят: (СКР-Р-Р), Холодно мне: (БР-Р-Р).

      

      Упражнение 5

Летит вертолёт: (ДР-Р-Р). Трактор ревет: (ТР-Р-Р). Ночью стала тишь. Спит наш малыш: (Ш-Ш-Ш).

 

Упражнение 6 

   Змея

Шелестя, шурша травой (Ш-Ш-Ш), Засвистел вдруг шнур живой (С-С-С). Вот он встал и зашипел (Ш-Ш-Ш), Подходи, кто очень смел (Ц-Ц-Ц).

       

        Упражнение 7

        Чайник

Закипел, исходит паром (Щ-Щ-Щ), И свистит, и пышет жаром (С-С-С)! Крышкой брякает, стучит (Ч-Ч-Ч)! «Эй, сними меня!» - кричит  (Ч-Ч-Ч)!

 

 Упражнение 8          

По полю рыщет (У-У-У), Поет и свищет (С-С-С), Деревья ломает (Ш-Ш-Ш), К земле прижимает (В-В-В) (ветер)

 

      Упражнение 9

              Жук 

На лужайку на ромашке Жук сидит в цветной рубашке (Ж-Ж-Ж). (ЖУ-ЖУ-ЖУ, ЖУ-ЖУ-ЖУ) –  "Я с ромашкою дружу!"

 

Уважаемые родители, бабушки и дедушки!

Наберитесь терпения и выдержки! Знайте, что выполнение артикуляционных упражнений – трудная работа для ребенка. Никогда не укоряйте его при неудачах.

Запомните: похвала и поощрение придадут ребенку уверенности в своих силах и помогут быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овладеть правильным произношением звуков речи.

  • Артикуляционную гимнастику проводите ежедневно по 5 – 7 мин, чтобы вырабатываемые у ребенка двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.
  • Артикуляционную гимнастику выполняйте, сидя перед зеркалом. Предварительно ребенок должен увидеть правильный образец, показанный взрослым. Контролируйте через зеркало положение губ, языка у ребенка.
  • Некоторые упражнения ребенок должен выполнять под счет взрослого.
  • Каждое упражнение повторяйте 3 – 4 раза.
  • Упражнение выполняйте поэтапно: улыбаемся, показываем зубы, приоткрываем рот, поднимаем кончик языка за верхние зубы, произносим звук.

!!! Если вы хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что:

  • для появления положительной динамики в развитии речи нужны время, терпение и система;
  • родители, воспитатели и специалисты должны работать в тесной связке – только тогда можно достигнуть желаемого успеха без психотравмирующих ситуаций как для ребенка, так и для окружающих;
  • необходимо выполнять все, что назначено специалистом, и не от случая к случаю, иначе проблемы могут только усилиться;
  • Ребенок не виноват в своих проблемах! Он пока не может правильно пользоваться русским языком. Ему нужна помощь!

Организация проведения артикуляционной гимнастики

  1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Взрослый показывает выполнение упражнения.
  2. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. Взрослый,проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
  3. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
  4. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Примерный комплекс упражнений для артикуляционной гимнастики

Упражнения для челюстей

- Широко раскрыть рот и подержать его открытым 10 – 15 сек.

- Жевательные движения в медленном темпе с сомкнутыми губами.

-  То же в быстром темпе.

- Легкое постукивание зубами – губы разомкнуты.

Упражнения для губ

- "Заборчик" – улыбнуться, зубы сомкнуты и видны, удерживать губы в таком положении.

- "Улыбка" – удерживать сильно растянутые губы в улыбке, зубы не видны.

- "Трубочка" ("Хоботок") – вытягивание губ вперед (зубы сомкнуты).

-  Попеременное выполнение "Улыбки" и "Трубочки"

Упражнения для языка

(выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной

челюсти; в комплекс включаем по 5-6 упражнений)

- "Лопаточка" - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 – 15 сек.

- "Чашечка" - рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуть к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10 – 15 сек.

-  "Иголочка" - рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 сек.

-  "Горка" - рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 сек.

- "Трубочка" - высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10 – 15 раз.

-  Динамические

-  "Часики" - высунуть узкий язык. Двигать языком попеременно, то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет.

- "Качели" - высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно, то к носу – к подбородку, к верхней – нижней губе, к верхним – нижним зубам, к верхним – нижним альвеолам. "Лошадка" - присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку.

-  "Грибок" - раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. В отличие от упражнения "Лошадка" язык не должен отрываться от неба.

-  "Вкусное варенье" - высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Рот при этом не закрывать.

-  "Змейка" - рот широко открыт. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта. Двигать языком в медленном темпе.

- "Маляр" - открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по небу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно под счет до десяти.

-  "Катушка" - кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык "выкатывать" вперед и убирать вглубь рта.