Учитель-дефектолог ПКПП
Что делает учитель-дефектолог?
Учитель-дефектолог - это квалифицированный специалист, работающий в ПКПП (пункт коррекционно-педагогической помощи) учреждения дошкольного образования с категорией детей с особенностями психофизического развития (далее ОПФР).
Основной целью работы учителя-дефектолога является оказание коррекционно-педагогической помощи детям, которые испытывают стойкие или временные трудности в освоении учебной программы дошкольного образования.
Широко распространенное мнение о том, что учитель-дефектолог только «ставит» звуки, т. е. исправляет неправильное произношение, не совсем так.
Целью коррекционно-развивающего обучения является РАЗВИТИЕ ВСЕЙ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ в целом, а именно:
- развитие общей речевой активности;
- накопление словаря;
- развитие физического и фонематического слуха;
- развитие грамматической стороны речи;
- обучение навыкам словообразования и словоизменения;
- развитие связной речи;
- развитие артикуляционной моторики;
- коррекция произношения.
В ходе коррекционной работы решается ряд других задач:
- развитие познавательной сферы ( внимание, память, восприятие, мышление);
- формирование предпосылок обучения грамоте;
- профилактика нарушений чтения и письма.
Как «попасть» на занятия к учителю-дефектологу в ПКПП?
Согласно Положению о ПКПП (Постановление Министерства образования РБ от 20.10.2011г.) зачисление детей в ПКПП осуществляется приказом руководителя учреждения образования на основании следующих документов:
- Заявления законного представителя ребенка.
- Заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР).
! Следовательно, учитель-дефектолог самовольно не может зачислить ребенка на занятия.
С какого возраста и с какими речевыми нарушениями зачисляют в ПКПП?
В ПКПП зачисляются дети с несложными речевыми нарушениями:
- нарушение произношения отдельных звуков (артикуляторно-фонетическая дислалия); - нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия (фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), акустико-фонематическая дислалия); - грубые нарушения звукопроизношения, обусловленные неразвитым мышечным тонусом (стёртая форма дизартрии, артикуляторно-фонематическая дислалия); - заикание (лёгкая степень);
- НВОНР (нерезко выраженное общее недоразвитие речи) у детей со стертой формой дизартрии, или НВОНР не осложненное.
В первую очередь зачисляются дети 5-6 лет (старшая группа), которым через год поступать в школу.
Как часто проводятся коррекционные занятия и в какой форме?
Как часто проводятся с вашим ребенком коррекционно-развивающие занятия и их продолжительность определяет учитель-дефектолог в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста ребенка и его психофизических особенностей.
Цель групповых занятий – развитие фонетико-фонематического восприятия и обучение элементам грамоты; формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи.
Цель индивидуальных занятий — коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов.
Нужно ли выполнять рекомендации специалистов и как?
Для преодоления речевых нарушений необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.
Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия со специалистами.
Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению.
Особое внимание родители должны уделять выполнению рекомендаций специалиста. Весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное.
Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой и эмоциональный контакт.
Полезная ссылка
https://glrckroir.edu-lida.gov.by/