Учитель-дефектолог специальной группы

Учитель-дефектолог специальной группы для детей с тяжелыми нарушениями речи

    Король Ирина Николаевна — учитель-дефектолог специальной группы для детей с тяжелыми нарушения речи в  словесных играх и упражнениях формирует представления об окружающем мире и свойствах разных предметов. Использует методы и приемы, способствующие развитию умений у воспитанников  устанавливать логические связи и зависимости предметов и действий. В развитии связной речи использует мнемотаблицы.

 

 

Учить стихи - нелёгкий труд

Учить стихи - нелёгкий труд

Разработала Король И.Н.

Зачем учить стихи?

Давайте сначала выясним, какую пользу приносит малышу разучивание стихов.

1.    Развивается память.

2. Развивается мозг. Дети, которые знают много стихов, имеют более высокий интеллект.

3. Увеличивается активный словарь детей.

Существует два вида словаря, которым пользуются дети. Это активный и пассивный словарь.

Пассивный словарь – это все слова, значение которых понимает ребёнок, но сам по каким-то причинам не произносит их.

Активный словарь – это все слова, значение которых ребёнок не только понимает, но и правильно употребляет в своей речи.

Малыш может правильно употреблять в своей речи уже выученные и много раз проговорённые в стихотворении слова и фразы. Речь ребёнка становится более богатой и правильной.

4. Формируется чувство языка.

Ребёнок запоминает фразами, поэтому, при заучивании стихотворения, малыш фиксирует в памяти как правильно сочетать одно слово с другим. И когда в реальной жизни сложится такая ситуация, когда нужно сказать словосочетание похожее на фразу из стихотворения, малыш говорит правильным литературным языком.

5. Развивается фонематический слух.

Фонематический слух – это различение звуков в слове. Если малыш не может чётко различать звуки, то он не может правильно повторить, запомнить и написать, что ему сказали. Стихи учат прислушиваться к звучащему слову, приучают ребёнка к тому, что существуют разные слова, но с одинаковым звучанием и разные слова с одинаковым значением.

Заучивание стихов в детском возрасте является важным не только обучающим, но и  воспитательным моментом. Дети с большим удовольствием слушают стихи и любят их больше чем прозу, так как ее монотонность может утомлять. Недаром большинство детских писателей пишут свои сказки и рассказы именно в стихах. В отличие от прозы стихи легко запоминаются и откладываются в подсознании. Запоминание стихов дается малышам легче всего, поэтому родителям нужно использовать это для обучения детей. В детской литературе имеется масса прекрасных стихов, подходящих даже для самых маленьких детей. Хорошо воспринимаются и легко учатся стихи Агнии Барто, Самуила Маршака, Сергея Михалкова, Корнея Чуковского, Елены Благининой, а также А.С. Пушкина и Н.А. Некрасова. Их стихи учат добру и любви. Для малышей подойдут коротенькие стишки, а для детей постарше – более длинные и глубокие. Лет с 3-4 можно начинать читать детям сказки Пушкина. Но длинные сказки нужно читать не сразу целиком за один раз, лучше разбивать их на несколько частей. Например, читать утром и вечером. Иначе длинная сказка будет сильно утомлять ребенка. С помощью любимых стихов можно легко привлечь внимание ребенка. Попробуйте несколько дней подряд читать малышу одно стихотворение. Благодаря этому ребенок быстро запомнит текст. А потом, когда он начнет капризничать, просто прочитайте ему стихотворение. Вы сможете его отвлечь и увидите, что он заулыбается и начнет повторять знакомые строки, забыв о беспокойстве.  Когда вы читаете ребенку стихи нужно обязательно делать это увлеченно, чтобы максимально заинтересовать его. Поэтому, если вы устали или не в настроении, лучше перенесите чтение на потом.

Когда начинать учить с малышом стихи? 

Оказывается, свои первые стихи малыш запоминает еще в младенчестве, когда Вы поете ему колыбельную, говорите приговорки:   «Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели…» Наверное, многие помнят такие приговорки, которые им говорили родители и бабушки.  Это и есть начало заучивания стихов. И чем больше будет таких приговорок, потешек в вашем общении с малышом, тем легче он будет заучивать стихи.

Даже годовалый ребенок любит рассматривать книжки и слушать стихи. Причем, малыши больше любят слушать стихи, чем прозу. Вот и рассматривайте картинки в книжках, а попутно читайте или декламируйте стихи. Конечно, очень небольшие по объему, 2-4 строчки для малыша достаточно. Не стоит требовать, чтобы ребенок сразу повторял и запоминал. Просто читайте сами несколько раз одно стихотворение, повторяйте его чаще и так ненавязчиво заучите его. Главное, не заставляйте, учите тогда, когда малыш в настроении.  Чем раньше вы начнете учить стихи, тем легче ему будет в будущем запоминать различные формулы на уроках.

Помните, как нас всех в детстве заставляли учить стихи?

Думаю, все помнят, как не хотелось нам запоминать поэтические строчки. Но это всё было от того, что никто и никогда не объяснял ребёнку, как быстро и правильно выучить стихотворение, какие существуют приёмы и секреты. 

Многие молодые мамы, вспоминая своё безрадостное мироощущение, при заучивании стихов, решают не мучить своё чадо и не заставлять учить стихи. Например, в очень многих странах нет такой тенденции, как заучивание стихотворений наизусть, не только в детском саду, но и в школе.

Как правильно учить стихи?

* Наиболее благоприятным возрастом для заучивания стихотворений является 4-5 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память малыша. И если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество - что запомнит, то запомнит, то после четырех лет мы уже целенаправленно учим малыша запоминать текст наизусть. Причем учить нужно как можно больше - это самый лучший способ сформировать необходимый для обучения объем памяти.

* Для того чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту и темпераменту ребенка. Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным - размеренные, плавные. Конечно, в школе с их темпераментом никто считаться не будет, но пока мы только учимся учить стихи, лучше поступить именно так. Ребенку главное понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе».

* Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, - такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла.

* Прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком должен сам прочитать его с выражением. Еще лучше, если взрослый будет знать его наизусть. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их. Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты. После покажите ребенку иллюстрации, которые нарисовал художник, вдохновленный красотой стихотворения, а пока чадо будет их рассматривать, прочтите стихотворение еще раз. Таким образом, у малыша формируется образ произведения. И только после такой предварительной работы приступайте непосредственно к заучиванию.  

* Мы знаем, что одним из нас лучше запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым - напротив нужна абсолютная неподвижность. Эти особенности присущи не только взрослым, но и малышам. Существуют разные методы заучивания стихотворений, которые ориентируются на эти различия. Попробуйте по очереди каждый из них, и вы увидите, как вашему ребенку легче запоминать стихи. Заодно вы сможете сделать вывод о том, какой вид памяти у малыша является ведущим. Возможно, вы будете пользоваться несколькими методами или сочетать один с другим. Главное - результат: легкий и приносящий радость от общения с поэзией процесс заучивания стихотворений.

* И еще один общий совет для всех. Нарисуйте с ребенком каждое выученное стихотворение. Своеобразную собственную иллюстрацию к нему. Подпишите название и автора. Складывайте эти рисунки в отдельную папочку. Периодически доставайте, рассматривайте, вспоминайте и читайте наизусть ранее выученные стихотворения. Это замечательный способ поддерживать объем памяти и литературный поэтический багаж малыша.

Методы заучивания стихов:

Визуальный (зрительный)

Этот метод часто путают с простым показом книжных иллюстраций. Однако это не одно и тоже. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. А картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память.

Итак, после предварительной работы, о которой говорилось выше, после рассмотрения иллюстраций к стихотворению, вы даете малышу установку на запоминание. «Сейчас мы будем учить это стихотворение наизусть. Ты будешь запоминать, а я - тебе помогать». Если вы хорошо рисуете, то можете построчно читать стихотворение и на глазах ребенка изображать то, о чем говорится, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой. Ваши изобразительные способности, в общем-то, не так уж и важны. Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое схематичное изображение содержания, и на продуктивность запоминания ваши каляки-маляки особенно не влияют. Главное - принцип. Затем, по вашему «картинному плану» чадо несколько раз воспроизводит стихотворение. Через некоторое время опора убирается. Можно конечно использовать и готовые картинки. Но довольно трудно подобрать их так, чтобы они построчно соответствовали содержанию.

Двигательный

Опять же, после проведения предварительной работы, вы даете ребенку установку на запоминание. Затем предлагаете ему взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спинку и «наматываем понарошку». Тут основной принцип в том, что ребенку-кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать), мы даем необходимую для запоминания опору - подкрепляем запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода вы можете предложить малышу класть в блюдо шарики. Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать пирамидку, бусы, т.е. сопровождать чтение какими-либо ритмичными движениями.

Слуховой

Это самый распространенный метод. Его обычно используют в детских садах. Вы говорите ребенку, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. Пусть он включит в головке магнитофончик, который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала он послушает вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе. Потом он один повторит, а за ним снова вы. Здесь обязательно нужно обратить внимание на то, что в данном методе вы опираетесь не на строчку, как в двух предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк объединенных рифмой. Идет слухоречевая опора на рифму. Этот метод является оптимальным для детей с одноименным ведущим типом памяти. Таким ребятам два вышеописанных способа заучивания не только не помогают, но порой даже мешают запоминать стихотворение. Так, разучивается каждый куплет, а потом читается все стихотворение целиком.

свернуть

Рекомендации учителя-дефектолога родителям

Рекомендации учителя-дефектолога родителям

Разработала Король И.Н.

1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

2. Говорите спокойно, в нормальном темпе, с интонацией.

3. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 – 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

4. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте «Что он делает?» вместо «Он играет?». Если ребенок затрудняется в ответе, задавая вопрос, используйте слово «или». Например: «Мальчик прыгает или бегает».

5. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

6. Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают. Скажите ребенку: «Послушай, как лает собака, а вот шумит ветер» и т.д. А потом спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листвы, журчание ручейка и т.д.

7. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще. При затруднениях, задавайте ребенку наводящие вопросы.

8. Если ребенок употребляет всего, лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.

9. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч»,  последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Катин  мяч», «Круглый мяч» и т.д.

10. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

свернуть

О чём говорить с ребёнком в семье. Диалог или монолог?

О чём говорить с ребёнком в семье. Диалог или монолог?

Разработала Король И.Н.

Уважаемые родители! Умеет ли ребёнок отвечать на вопросы своих сверстников, взрослых, обращаться с вопросами к ним? Умеет ли логично и последовательно рассказывать про свою деятельность, увиденное, услышанное, пережитое? Как развита у вашего ребёнка фантазия? Составляет ли он сам рассказы, сказки? Все эти речевые навыки будут ему необходимы в школе.

Устная речь человека существует в двух формах: диалогической и монологической.

   Для диалога характерны короткие неполные предложения, реплики; их полному пониманию помогают мимика, жесты, интонация.

   В устной разговорной речи собеседники выступают как рассказчики и слушатели.

   Взрослый. Какое сейчас время года?

   Ребёнок. Весна.

   Взрослый. Какие птицы прилетают к нам весной?

   Ребёнок. Весной из тёплых стран прилетают грачи, скворцы, ласточки.

   С детства ребёнку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями и переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через индивидуальные разговоры и беседы. Разговор взрослых и ребёнка имеет особенное значение, так как влияет на его речевое и общее умственное развитие. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют. Развиваются быстрее и говорят лучше, имеют правильную речь.

   Взрослые  в разговоре с ребёнком выясняют. Что интересует маленького человека, узнают про его досуг и друзей. Дети постепенно привыкают к таким разговорами в дальнейшем уже сами рассказывают про свои желания и интересы, жизнь в садике; у них не будет секретов от родителей. Ребёнок очень чуткий и ранимый: насмешка, обидное слово- и он замыкается в себе, ни с кем не делится своими радостями и огорчениями или же предпочитает иногда говорить с отдельными членами семьи ( мамой, бабушкой).

   Некоторые родители не разговаривают с ребёнком на темы этикета и правил поведения, так как считают, что он ещё мал и ничего не понимает. Напротив, ребёнок улавливает и анализирует каждое слово! Дети, с которыми не общаются, молча играющие в куклы, машинки и другие игрушки, развиваются медленнее и становятся молчаливыми, замкнутыми.

    Темы для индивидуальных бесед очень разнообразны. С детьми младшего возраста нужно разговаривать о понятных, доступных и близких вещах. С детьми постарше можно обсуждать режим дня, игрушки, одежду и обувь и так далее. Тематика бесед для детей 5-6 лет значительно расширяется: космос, армия, транспорт, книжки и сказки.

   Беседы должны проходить в непринуждённой форме. Ребёнок должен чувствовать , что взрослому интересно его слушать. Причём, рассказывая о своих дневных делах, он учится вспоминать, связывать предложения. В дальнейшем ребёнок будет сам просить вас послушать про его дела.

   Развитию диалогической речи способствует игра «телефон». Можно использовать игрушечный телефон или воображаемый. Собеседником ребёнка в этой игре выступает взрослый, который и предлагает  тему диалога. Например, «Знакомство».

  Ребёнок. Добрый день, Татьяна Николаевна.

  Взрослый. Извините, с кем я разговариваю?

  Ребёнок. С вами разговаривает Арсений.

  Взрослый. Арсений, мама дома?

  Ребёнок. Нет, мама ещё не пришла с работы.

 

  Диалогической речью дети овладевают примерно в 5 лет. На шестом году жизни её уже недостаточно, и ребёнок сам старается рассказывать сказки. Передать содержание просмотренных фильмов, то есть пользуется монологической речью.

   Монолог- речь одного человека, последовательное изложение мыслей. Описание действий, связность рассказа.

    Большинство детей на конец дошкольного возраста овладевают связной речью, умеют последовательно описывать увиденное, пересказать содержание сказки, рассказа, кино. Но у некоторых детей речь отрывиста, с длинными паузами. В ней преобладают слова- заменители, перечисление предметов или действий, жесты, мимика, не хватает слов для передачи мыслей. До школы ребёнок должен научиться описывать знакомый предмет, самостоятельно рассказывать по картинке, по серии картинок, рассказывать увиденное, пережитое ( Как отдыхал? Что видел в цирке? В лесу? Что купили в магазине?  и так далее), придумывать сказки на заданную тему.

   Для описания нужно подобрать известные ребёнку предметы, игрушки, картинки: мишутка, кукла, машинка, тарелка. Например: «Это кукла. Она пластмассовая. Куклу звать Алёнкой. У Алёны голубые глаза, светлые волосы, красные щёчки. Она улыбается. На ней платье красного цвета в белую полоску. На ногах белые носочки и коричневые туфли. На голове белый бант. С куклой дети играют, кладут её спать, кормят, одевают».

   Потом берётся другой предмет. Взрослый напоминает, в  какой  последовательности следует рассказывать, спрашивая: «Как называется предмет?», «Из чего сделан?», «Для чего нужен?»

   Примеры вопросов отражены в ваших тетрадях домашних заданий.

  

  После 6 лет необходимо научить ребёнка сравнивать и сопоставлять два, а потом и три предмета или картинки во время их описания. Можно предложить такие группы предметов и картинок: огурец, помидор, морковь; кошка, собака и другое. При этом рекомендуется помогать ребёнку вопросами.

   Ребёнок старшего дошкольного возраста должен самостоятельно составлять загадки- описания о предметах. При этом инициатива принадлежит родителям. Вы предлагаете ребёнку отгадать, какой предмет задумали , а затем просите сделать его сделать то же: « Он деревянный, стоит посредине комнаты, имеет четыре ножки и квадратную доску. За ним обедают, пьют чай. Что это такое?» А теперь ты задумай любой предмет и всё про него расскажи, а я буду отгадывать.

   Можно предложить игру «Весёлые путешественники». Ребёнок представляет, что он летит на самолёте. Едет на поезде, плывёт на теплоходе, идёт пешком по стране: описывает воображаемые города, леса, горы, колхозные поля. Родители должны отгадывать место « путешествия».

   Как научить ребёнка связному, последовательному рассказу по картинкам? Если в семье нет сюжетных картинок, помогут иллюстрации из художественных книг с рассказами и сказками. После приобретения новой книжки нужно сначала рассмотреть картинки. При просмотре спрашивать ребёнка о том,  что он видит. После просмотра следует составить рассказ по картинке.

   Детям 6-7 летнего возраста необходимо предложить самостоятельно придумывать названия к иллюстрациям, а также составлять рассказы о том, что было до этого с героями, изображёнными на картинке, и что будет потом ( особенно про одного из героев или предмет) или рассказать от своего лица.

   Ещё до школы рекомендуется научить ребёнка составлять рассказы. Сказки. Самый лёгкий вид такого творчества- составление рассказа по трем- четырём опорным словам. Например, со словами «зима», «дети», «зимние развлечения». « Настала зима. Выпал пушистый снег. Дети тепло оделись и вышли на улицу. Мальчики катаются на коньках и на лыжах, девочки- на санках с высокой горы. Вот вышли Дима и Алёнка, в руках у них лопатки. Они лепят снежную бабу. Весёлые зимние развлечения у детей.»

   Можно предложить составить рассказ, начатый родителем. Например: « Мальчик был в лесу, пас стадо коров. Вдруг он услышал, что где- то близко заревел медведь….»

  Любимым жанром детей являются сказки, содержание которых они с большим удовольствием пересказывают, по-своему перестраивая начало и конец. Начало сказки можете придумать вы, например: «В густом лесу жила зайчиха с маленьким зайчонком, который был непослушным. Ему хотелось все и сразу узнать. Как-то вышел он погулять, а зайчиха и говорит: « Не ходи далеко, заблудишься. Не послушал зайчонок маму. Увидел бабочку и побежал за ней в лес…»

 

свернуть

Рекомендации родителям по развитию речи детей

      Довольно часто родители отдают ребёнка в учреждение образования потому, что «детей там учат». Это верно, но ведь малышам так хорошо дома! И для него, и для мамы так важно играть вместе! Для малыша игра с мамой- самый радостный и комфортный способ познать мир. Первый и главный вопрос- чему учить? Без потерь передать ребёнку важнейшие знания о мире удастся, только разложив их по полочкам. Приучите ребёнка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, по 10-15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребёнку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, то есть в повседневной жизни.

  Прежде всего займитесь изучением предметов и их качеств. Для удобства общения допустимы тематические темы- «одежда», «посуда». «мебель», «игрушки» и так далее, а также игры « Мишка одевается», « Я мою посуду», «Я убираю в квартире» и так далее. Эти простые примеры приведут к сути: малыш начинает свободно ориентироваться в формах, цветах, сходствах и различиях, научится характеризовать предмет и его действие, сравнивать несколько предметов. Быстро будет расширяться словарный запас.

   Один из основных разделов домашнего обучения - развитие речи. Дети болтают без умолку. Ещё когда им это по возрасту не положено. К всеобщему удивлению окружающих. Совсем другую реакцию, однако, вызывает старший ребёнок, говорящий ,к примеру, о жевательной резинке : «Пожеваю и покладу на стол». Чтобы подобного не случилось, объясните малышу, как правильно произносить звуки и слова, строить словосочетания и предложения. Не забудьте и о частях речи. Кстати, учёные подсчитали, что имён прилагательных в речи ребёнка гораздо меньше. Чем существительных и глаголов. Восполнить этот пробел помогут описания «Какая собачка?», «Какой автобус?», «Какая погода?». Ваша цель- ребёнок говорит много и правильно. Прогулки на даче и в огороде тоже можно использовать для игр и бесед с ребёнком. В лесу или парке старайтесь максимально точно называть цвета листьев, пней, веток. Найдите на поляне три цветка (травинки, шишки).Попробуйте описать один из них, а ребёнок пусть догадается, о каком именно идёт речь. Потом поменяйтесь ролями.

  Попросите ребёнка определить характер деревьев. Начните рассказывать сами - пусть малыш заметит, что они не похожи друг на друга. Одно- величавое, другое - весёлое, третье - грустное. Предложите ребёнку найти два совершенно одинаковых листка (цветка, камешка), Если он справится, рассмотрите их внимательно. Пусть ребёнок убедится в том, что, как бы ни были похожи предметы. В каждом есть неповторимое отличие.

   Можно сыграть с ребёнком в игру «Что, на что похоже, и почему?». Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы: «Лист на что похож? Чем? На что похож пень, ветка?» Отвечайте сами. Но слушайте внимательно и ребёнка. Из таких игр рождается ещё одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание загадок.

   Следующий вид упражнений - скороговорки. Важно, чтобы дети поняли. Что важно говорить, не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих.

   Предложите ребёнку произнести одну и ту же фразу с разными интонациями. Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности.

   Для развития речи ребёнка и формирования  интереса к чтению необходимо помнить, что нужно использовать каждую возможность общения с ним: разговаривать о его и своих делах, о том, что он увидел и услышал, о прочитанном, отвечать на вопросы.  Обязательно следует регулярно читать ребёнку детские стихи, сказки, загадки, рассказы. У него под рукой должно быть достаточно материалов для чтения и рассматривания картинок. Сами родители должны подавать примеры регулярного чтения книг, газет.

  Почаще играйте с ребёнком в игры. Не навязывайте ему ту или иную игру, предложите - а он пускай выберет сам.

  Разрешите ребёнку свободно пользоваться карандашами, фломастерами, бумагой.

  Поощряйте игры с другими детьми. По возможности чаще водите ребёнка в интересные для него места: лес, музей, театр, цирк.

  Маленькие дети могут и хотят учиться - это неоспоримый факт. В них спокойно сосуществует наивность и мудрость. Талант и невежество. Детей необходимо обучать  дома потому, что знания, полученные с первых лет жизни, никогда не исчезнут из памяти.

Разработала Король И.Н.

свернуть

Вкусная артикуляционная гимнастика

Вкусная артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика помогает тренировать мышцы губ, нижней челюсти и языка, в результате чего у ребёнка корректируются речь и вырабатывается правильное произношение. Приведённые далее упражнения развивают подвижность артикуляционного аппарата, направленной как на общее речевое развитие, так и на преодоление уже сложившихся нарушений дикции.

Вначале предложите ребёнку самые простые упражнения,  постепенно переходя к более сложным. Если какое-либо упражнение даётся ребёнку с трудом не отчаивайтесь. Дождитесь, пока ребёнок сможет выполнить упражнения, вызвавшие у него затруднения.

Поскольку ребёнок не может видеть своего лица и советы взрослого не всегда ему понятны, артикуляционную гимнастику лучше выполнять перед зеркалом. Чтобы занятия стало интересным и увлекательным, она, прежде всего, должно быть игровым. Часто, особенно в малом возрасте ребёнок ещё не осознаёт, что гимнастика ему необходима, поэтому постарайтесь заинтересовать его, вместе выполните упражнения.

Будьте терпеливы и спокойны с ребёнком, и всё получится точка занимаетесь ежедневно по 7-10 минут, каждое упражнение Повторяйте по 3-5 раз.

Разработала Король И.Н.

свернуть

Рекомендации родителям. Работа с детьми по предупреждению нарушения слоговой структуры слова.

Несколько «почему» детям необходимо читать.

Несколько «почему» детям необходимо читать

  1. Благодаря чтению развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.
  2. Чтение развивает мышление. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.
  3. Работа с книгой стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.
  4. Чтение развивает познавательные интересы и кругозор. Из книг ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории.
  5. Книги помогают ребенку познать самого себя. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.
  6. Хорошую детскую книгу можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует духовному общению родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения.
  7. Книги — помощники родителей в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию.
  8. Чтение — самое доступное и полезное занятие для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка. Книгу можно брать с собой куда угодно.

 

Разработала Король И.Н.

свернуть

Артикуляционная гимнастика, как основа правильной речи.

Артикуляционная гимнастика, как основа правильной речи.

 Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка — это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растёт и развивается. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.  Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Что же это такое и зачем она нужна?                                                                                                                                                                                      Для занятий дома с родителями предлагается проводить артикуляционную гимнастику, тем более, что в раннем возрасте и младшем возрасте только этот подготовительный этап уже может помочь малышу достичь правильного звукопроизношения. Упражнения подбирает в соответствии с нарушением речи ребёнка учитель-дефектолог. Проверив, какие звуки не произносит Ваш ребёнок, учитель-дефектолог подберёт комплекс упражнений именно для этого нарушения. Для неговорящих детей и детей с большим количеством дефектных звуков, подойдёт основной комплекс артикуляционной гимнастики.

При подборе и выполнении упражнений необходимо соблюдать определённую последовательность:      — От простого упражнения к сложному.                                                                                                                              — Выполнение упражнения в медленном темпе — обязательно перед зеркалом.                                                 — Достаточно несколько раз повторить упражнение, но качественно.                                                                     — Увеличение количества повторений до 10–15 раз.                                                                                              Ребёнок выполняет правильно движения — убираем зеркало.                                                        Артикуляционную гимнастику ребёнку должен показать взрослый, для этого он сам должен правильно выполнять все упражнения.                                                                                                                                              Для примера рассмотрим «Комплекс упражнений, вырабатывающих правильный артикуляционный уклад звуков Л -ЛЬ».

Лягушка-Хоботок

На счёт «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» — (улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы) «Хоботок»(губы и зубы сомкнуты, с напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой).

Лопаточка

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до 5.

Накажем непослушный язычок

Положить широкий язык между губами и пошлёпать его «пя-пя-пя».

Вкусное варенье

Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху-вниз (можно помазать её вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы.

Качели

Улыбнуться, открыть рот. На счёт 1–2 поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

Наберитесь терпения! Помните, что выполнение артикуляционных упражнений — это трудная работа для ребёнка. Не укоряйте ребёнка, а хвалите. Поощрение придадут малышу уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овладеть правильным звукопроизношением.

Разработала Король И.Н.

свернуть

Когда и зачем ребенку нужен учитель-дефектолог ?

Когда и зачем ребенку нужен учитель-дефектолог?

Ребёнок рождается, не умея говорить. В процессе своего развития он должен овладеть языком, на котором говорят окружающие его взрослые, научиться пользоваться раньше устной, а затем письменной речью. Это очень сложная задача. Ребёнку приходится за немногие годы усвоить всё богатство языка, которое создавалось народом в течение тысячелетий. К сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. Именно в таких случаях необходима квалифицированная помощь учителя-дефектолога.

Кто же такой учитель-дефектолог и чем он занимается?

Учитель-дефектолог — это специалист с высшим педагогическим образованием, который занимается выявлением нарушений речи у детей и их исправлением. Благоприятный период для преодоления речевых нарушений- это дошкольный возраст. Важно не упустить его. Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции. Правильная, красивая, связная речь – это залог успешного обучения ребёнка в школе, овладения им не только родным, но и иностранными языками. В нашем учреждении речевое развитие дошкольников подлежит обследованию учителем-дефектологом с 4-ех лет.

Ребенок 4-х летнего возраста должен называть:

— Своё имя, фамилию, возраст.

— Имя, фамилию своих родителей.

— Всех членов своей семьи и родственников.

— Местоположение предмета (слева, справа, между).

— Время суток, их последовательность.

— Времена года, их последовательность.

— Названия детёнышей.

— Правую и левую руку.

— Основные и некоторые оттеночные цвета.

— Геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник.

— Размер предметов: по длине, по высоте, по ширине.

— Формы вежливого обращения к взрослым и сверстникам с просьбой, благодарностью, обидой, жалобой.

— Названия предметов и материалов, из которых они изготовлены (бумага, дерево, резина и др.). — Названия живых существ и сред их обитания (земля, почва, воздух).

— Слова, обозначающие некоторые родовые и видовые обобщения (мебель, цветы, деревья, игрушки, посуда, животные, одежда, обувь, птицы, насекомые, овощи, фрукты).

Ребенок должен уметь:

-Высказываться о себе, своём самочувствии, настроении и отвечать на соответствующие вопросы окружающих.

-Употреблять существительные с обобщающим значением: мебель, овощи, фрукты, ягоды, животные и т.д..

-Правильно согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.

-Образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (употреблять эти существительные в именительном и родительном падежах (лисята — лисят, медвежата — медвежат).

-Правильно использовать форму множественного числа родительного падежа существительных (ложек, вилок, груш, яблок).

-Использовать в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

-Задавать вопросы, отвечать на вопросы, слушать ответы товарищей, участвовать в коллективном разговоре, поддерживать общую беседу.

-Пересказывать небольшие сказки и рассказы.

-Составлять небольшие рассказы о предмете, по содержанию сюжетной картины.

-Правильно пользоваться количественным счетом.

-Выделять идентичный объект (такой же формы, такого же размера, цвета) по образцу, схематическому изображению.

-Определять направление движений от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз).

Если по итогам диагностики речевое развитие вашего малыша значительно отстает от возрастной нормы, то родителям (законным представителям) предлагается посетить психолого-медико -педагогическую комиссию. Дошкольники старших групп, имеющие незначительные речевые нарушения, посещают пункт коррекционно-педагогической помощи в учреждении.

Преимущества специальной группы:

Наличие специалистов, осуществляющих коррекционно- развивающую работу: учитель-дефектолог, воспитатели дошкольного образования, педагог-психолог, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания.
Малая численность детей (12 человек), которая дает возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку в течение дня.
Осуществление образовательной деятельности на основе специально разработанных программ для детей с нарушениями речи.
Углубленная работа по разделу «Обучение грамоте», что важно для подготовки ребенка к школе.
Специально организованная система ежедневной слаженной работы всех участников образовательного процесса (специалистов учреждения – родителей — ребенка):
— индивидуальные и подгрупповые занятия учителя-дефектолога с ребенком;

— коррекционно-развивающие индивидуальные и подгрупповые занятия воспитателя с детьми по заданию учителя-дефектолога (вторая половина дня);

— еженедельные занятия с ребенком родителей по индивидуальным тетрадям.

Срок пребывания в данной группе в среднем составляет 2 года.

Уважаемые, родители! Чтобы принять правильное решение взвесьте все «за» и «против», чтобы не кусать локти о том, чего уже может быть, не исправишь…..

 

 

 

 

 

 

Разработала Король И.Н.

свернуть