Родителям будущих первоклассников

Когда начинать готовить ребенка к школе?

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

огда начинать готовить ребенка к школе?" 

Как лучше это делать? Чему и как учить?

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 5-6 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятельность.

        Единого для развития всех детей рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно работать. Одно ясно, готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное, чему он научится сам,  поможет ему быть успешным в школе.

        Для вас, заботливые родители, мы создали эту памятку, чтобы вы смогли воспользоваться некоторыми рекомендациями по подготовке ребенка к школе. От того, как пройдет первый учебный год, зависит многое в последующем обучении вашего ребенка.

         У многих взрослых бытует мнение: будто мы готовим детей к жизни.

Нет, не готовим! Они уже живут!

И эта жизнь полна сложностей, противоречий, испытаний. Скоро Ваш ребёнок переступит порог школы, что существенно изменит всю его привычную жизнь.

Первый класс не должен лишить ребёнка радости и многообразия жизни.

Что важно сделать перед школой?

1. Развивать мелкую моторику руки ребёнка.

2. Сформировать интерес к книге.

3. Приучить соблюдать режим дня.

4. Сформировать навыки самообслуживания, самостоятельности.

Помните!

  • Характер формируется до 3-х лет.
  • До 7 лет идёт интенсивное интеллектуальное развитие ребёнка.

Десять советов родителям будущих первоклассников

Совет 1. Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для вашего ребенка, поэтому попробуйте учесть все факторы, которые могут осложнить его обучение.
Совет 2. Обязательно познакомьтесь со школой, условиями обучения, педагогами.
Совет 3. Выясните, по какой программе будет учиться ваш ребенок, какая будет у него нагрузка (сколько уроков в день, есть ли дополнительные занятия).
Совет 4. Узнайте, когда начинаются занятия, и рассчитайте, сколько времени необходимо на дорогу в школу. Добавьте еще час на утренние процедуры и завтрак - не придется ли вставать слишком рано?
Совет 5. Постарайтесь познакомиться и побеседовать с будущей учительницей вашего ребенка. Подумайте, сможет ли она учесть его особенности (захочет ли).
Совет 6. Уточните, в какое время ребенок будет возвращаться домой из школы. Это необходимо, если вы планируете какие-либо дополнительные занятия (секции, музыкальная школа, кружки).
Совет 7. Подготовьте место для занятий ребенка дома.
Совет 8. Не настраивайте ребенка только на успех, но и не запугивайте неудачами.
Совет 9. Помните, что адаптация к школе не простой процесс и происходит совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо, если в этот период привыкания к школе кто-то из взрослых будет рядом с ребенком.
Совет 10. Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху всех ваших надежд. Помните: ему очень необходима ваша вера в него, умная помощь и поддержка.

свернуть

Готов ли Ваш ребенок к обучению в школе?

  Уважаемые родители! 

Беседуя со своим ребёнком, выясните, пожалуйста:

Знает ли он своё полное имя и отчество (Юлия Сергеевна)?

Знает ли он свой возраст, число, месяц и год своего рождения?

Знает ли он свой домашний адрес ?

Знает ли он имена и отчества своих родителей, бабушек и дедушек, их профессии, пользу их труда?

Что знает о школе, о труде учителя?

Что больше всего любит делать: играть, заниматься, трудиться?

Как относится к своим сверстникам? С кем любит играть?

Как общается с взрослыми? Умеет ли слушать, не перебивая?

Владеет ли прямым и обратным счётом в пределах десяти. Может ли назвать соседей числа (у 5 – 4 и 6)?

Решает ли простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах десяти?

Знает ли основные геометрические формы? Умеет ли видеть их в предметах окружающей действительности?

Знает ли последовательность частей суток, их характерные особенности?

Называет ли последовательно дни недели? Потренируйтесь называть, начиная не только с понедельника, а с любого из них (среда, четверг и т.д.). Попросите назвать соседей определённого дня – предыдущий и последующий дни.

Знает ли названия времён года, их отличительные признаки и месяцы, их составляющие? Умеет ли связно рассказывать о лете, осени, зиме, весне?

Умеет ли ориентироваться в пространстве:

-        относительно себя: что справа, слева от него, над, перед, за ним;

-        относительно заданного объекта: что справа от стола, слева от окна;

-        на листе бумаги: середина, верхний, нижний, правый, левый края;

-        разбирается ли в схеме своего тела, может ли показать свою ведущую руку, правый локоть, левое колено, правой рукой левый глаз, левой рукой правое плеч.

Знает ли стихи и сказки? Какая любимая книга, почему?

Умеет ли передать содержание услышанного рассказа?

Сможет ли разложить последовательно серию картин составить рассказ?

 

Информация для родителей «Готовим ребёнка к школе»

Вы спрашиваете

 Мы отвечаем

   

1.Нужно ли беседовать с ребёнком на тему «Школа»?

Даже при наличии у ребёнка необходимого запаса представлений, навыков, умений, уровня интеллектуального, волевого развития, ему трудно будет учиться, если нет необходимой готовности к социальной позиции школьника.                                                             

Положительное отношение к школе включает как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять социальное положение – стать школьником, не только понять, но и принять важность школьного обучения, уважения учителей, товарищей по школе.                                                                    

Родителям важно знать уровень сформированности положительного отношения к школе, чтобы определить путь формирования интереса к ней. Сознательное отношение к школе связано с расширением и углублением представлений об учебной деятельности, с созданием эмоционального отношения.

Сообщаемый детям материал о школе должен быть не только понят, но и прочувствован, пережит ими. Нужно рассказать детям о своих любимых учителях, прочитать какие-нибудь истории о школе, посмотреть фильм. Это создаст положительную установку на учёбу в школе.

2.Насколько важна физическая готовность ребёнка к обучению в школе?

Обучение в школе потребует от ребёнка большой физической нагрузки, способности управлять своими движениями, телом. Нередко именно из-за недостаточности физического развития некоторые дети отстают в учении. Важно развить у ребёнка ловкость, координированность, гибкость, силу, выносливость.   Из-за недостаточности развития «ловких мышц» у ребёнка возникают описки, пропуски букв.

3.Почему ребёнку трудно управлять своим поведением?

Ребёнку в 6 лет трудно управлять своим поведением,  у него ещё недостаточно развита воля. Произвольным, но управляемым должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятельность ребёнка: внимание, память, мышление. Ребёнку необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленной учителем задачи. Для развития воли необходимо помочь ему установить отношения между целью действий и мотивами.

4.В чём различие взаимоотношений в системе «ребёнок-педагог» в дошкольном учреждении  и школе?

При поступлении в школу у ребёнка изменяется система отношений в межличностном общении. Отношения становятся более деловыми, тогда как в дошкольном учреждении они были более эмоциональными, личностными и индивидуальными. В школе ребёнок оценивается по выполненным делам. Важно постепенно готовить его к системе новых отношений в школе.

5.Какие рекомендации  вы можете дать по воспитанию «чувства долга» у дошкольника?

Надо иметь в виду, что в понятии «чувство долга» главное не «долг», а «чувство». А чувство воспитывается не окриком: «Ты должен … сделать!». Чувство не возникает по приказу. Чувство может возникнуть в ответ на наше чувство, на нашу любовь и понимание.

6.Могут ли быть ограничения в просмотре телепередач для дошкольника?

Ребёнок не должен смотреть все телепередачи. Ограничения должны вводиться безоговорочно. И их нужно твёрдо придерживаться. Нужно помнить и то, что ребёнок воспринимает фильм не так, как взрослый. Поэтому лучше смотреть телевизионную программу вместе и обсуждать с ребёнком впечатления от увиденного.

7.Почему не все дети одинаково овладевают чтением, письмом? Ведь со всеми в равной степени занимаются воспитатели, а в школе их учит один и тот же учитель?

Навыки чтения и письма не у всех детей одинаково быстро формируются. Причин этому много. Но главная – у ребёнка недостаточно развиты речь, фонематический слух. К концу дошкольного возраста ребёнок должен уметь производить звуковой анализ слов. Научить его можно, используя интересные игры. Например, разрезая полоски бумаги разного цвета и размера, можно учить ребёнка строить модель слова. Тогда ребёнок как бы «увидит» речь. Важно, чтобы он рассказывал, что делает. Полезно подобрать занимательный материал: ребусы, лото, картинки, по которым можно последовательно рассказать об изображённом. Развивая речь ребёнка, важно вспомнить нелепицы, перевёртыши, небылицы. Их очень любят дошкольники, они значительно совершенствуют речь ребёнка, которая в старшем дошкольном возрасте становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

свернуть

«Роль семьи в подготовке детей к школе» (консультация для родителей)

«Роль семьи в подготовке детей к школе»

(консультация для родителей) 

   «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

В. А. Сухомлинский

    Подготовка детей к школьному обучению является одной из наиболее актуальных проблем в учреждении дошкольного образования. Практика показывает, что для многих детей, которые по тем или иным причинам не получили полноценного развития в раннем и дошкольном детстве, поступление в школу может оказаться сложным испытанием. Поэтому для обеспечения легкого безболезненного перехода детей из дошкольного детства в школьную жизнь, создания предпосылок формирования учебной деятельности, педагоги детского сада стараются создать условия для максимального развития интеллектуально-творческой личности каждого ребенка, готовой к принятию новой социальной роли, статуса ученика. Но успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребёнка с момента рождения и на всю жизнь.

   Для ребенка родители являются языковым и речевым образцом, так как дети учатся языку, подражая и слушая. Ведь ребенок успешнее всего усваивает язык в тот момент, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают. Родители должны учитывать принципы обучения языку.   Таким образом, они смогут овладеть доверием ребенка не только в вопросах воспитания, но и в обучении. И, наконец, родители должны стараться, чтобы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений.

  Сегодня перед детским садом стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком. Не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребёнку настоящим другом и авторитетным наставником в преддверии школы. Мы же со своей стороны делаем всё необходимое, чтобы учитывать интересы семьи в вопросах подготовки детей к школе.

  Но немаловажным является тот факт, что воспитатели не всегда будут рядом с малышом. На пороге школы они с грустью попрощаются с ними и следующий, ответственный отрезок пути своего детства ребёнок пройдёт со своими родителями и учителем начальной школы. Поступление ребёнка в школу внесёт в его жизнь много перемен.

   Родители часто спрашивают у воспитателя: “Сколько времени требуется, чтобы подготовить ребенка к школе?” Много — несколько лет, ведь подготовка к школе продолжается в течение всего периода дошкольного детства. Конечно, задач, и весьма сложных, перед родителями очень много. Но для тех, кто задумался над ними вовремя, эти воспитательные проблемы могут решаться без особых затрат дополнительного времени — в повседневной жизни, день за днем, в обычном общении с ребенком.

   Каждый из родителей, готовя своего ребёнка к школе, считает, что он готов к обучению. Но каждый из них оценивает ребёнка, исходя из своих, субъективных показателей. Для одного родителя это умение ребёнка читать, писать и считать; для другого – сообразительность, способность быстро решать мыслительные задачи, умение логически мыслить, для третьего – способность сосредоточиться на определённом деле и выполнять его по определённой инструкции, выполнять все требования взрослых; для четвёртого – коммуникабельность ребёнка, самостоятельность, хорошее развитие двигательных качеств, ручной умелости.

   Мы уверены, что в преддверии школьной жизни каждого ребёнка так важна компетентность родителей в этом вопросе, положительный опыт эмоциональных семейных связей, характер внутрисемейных отношений. Особое внимание при подготовке к школе обращают на режимные моменты. Режим нужен не только для укрепления здоровья дошкольников: твердый распорядок организует деятельность детей, приучает их к порядку, воспитывает необходимое будущему школьнику чувство времени. Важно так организовать жизнь детей в семье, чтобы они были целесообразно деятельными, не проводили время в праздности, которая порождает лень.

  Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Для нормальной благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребенка в дошкольном возрасте. Малыш особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность общения со взрослыми, которую наиболее полно удовлетворяет семья. Любовь родителей к ребенку, их забота о нем вызывают у малыша ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца.

   Если ребенок окружен любовью, чувствует, что он любим независимо от того, какой он, это вызывает у него ощущение защищенности, чувство эмоционального благополучия, он осознает ценность собственного «Я». Все это делает его открытым добру, положительным влиянием.

  Дети, у которых к началу обучения в школе не развита способность активно действовать для достижения цели, самостоятельно выполнять повседневные требования и решать новые задачи, проявлять настойчивость в преодолении трудностей, часто не могут организовать себя для выполнения заданий учителя. Это отрицательно сказывается на учебной работе и поведении первоклассника, становится причиной его неуспеваемости, недисциплинированности.

  Анализируя поступки ребят в детском саду, в домашней обстановке, можно заметить, что одни из них стремятся к удовлетворению в первую очередь своих потребностей, желаний, интересов, не считаясь с устремлениями окружающих людей, а порой даже не подозревая о них. В данном случае принято говорить о направленности ребенка на себя. Другие дети свои поступки, действия соотносят (в разной степени) с интересами, желаниями окружающих людей – сверстников, взрослых и т. д. В таком случае можно говорить о первых проявлениях коллективистической направленности.

  В воспитании у детей нравственно-волевых качеств большую помощь могут оказать игры, и прежде всего игры с правилами, в которых дети подчиняются правилам игры, учатся сдерживать свои желания, преодолевают трудности.

   Интерес к познанию неизвестного, развитые мышление и речь, творческий подход к окружающему – эти качества не менее важны, чем умение читать и писать. Их и надо развивать в ребенке в первую очередь.

   Необходимо давать ребенку возможность проявлять в игре выдумку и инициативу, быть активным и самостоятельным. Нельзя забывать, что ребенок сможет большего добиться в жизни, а его обучение в школе будет успешнее, если родителям удастся создать у него уверенность в себе, в своих силах. А для этого главное – отмечать его достижения и не «нажимать» на недостатки; хвалить за успехи – и не ругать за ошибки.

 Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

   Готовность к школе подразумевает наличие определенных компонентов: развитие всех видов деятельности детей (предметной, игровой, трудовой, изобразительной, конструктивной, обеспечивающих в единстве развитие всех внутренних сил дошкольников — мышления, волевых качеств, чувств, творческих возможностей, речи, а также усвоение этических норм и выработку нравственного поведения. Поэтому первоочередной заботой родителей должно быть всестороннее развитие ребенка с помощью специальных занятий, т. е. обучение, которое организовывают в семье мамы и папы. Но такое обучение должно быть педагогически верно организовано, чтобы обеспечить подлинное развитие и надлежащий темп. Обучение должно быть развивающим, т. е. основываться на учете возрастных особенностей развития, на формировании и использовании присущих именно данному возрасту видов деятельности с опорой на познавательные возможности ребенка. Большое значение имеют также посильность выдвигаемых перед ребенком практических и познавательных задач и последовательность их предъявления, правильный выбор дидактических игр, приемов и средств обогащения трудового и нравственного опыта; обращение к таким источникам информации, как детская литература, кино, театр, радио, телевидение, ИЗО и др.

   Знания, умения, навыки, которыми необходимо владеть ребенку, должны даваться ему не в разрозненном виде, а в определенной системе.

  Одной из основных задач подготовки детей к школьному обучению является воспитание у них готовности к труду. Ведь и успешность обучения во многом будет зависеть от того, насколько ребенок приучен трудиться. Воспитаны ли у него личностные качества, позволяющие ему результативно справляться с учебными заданиями. Трудовое воспитание начинается в семье. Раньше всего ребенок воспринимает общую трудовую атмосферу семьи. Трудовое воспитание обязательно должно сочетаться с обучением. Во время труда ребенок еще и общается со взрослыми. Поэтому не менее важен и сам процесс словесного описания производимых действий, отчет о проделанной работе. При этом обогащается речь ребенка; он учится обосновывать свои рассуждения, трудовые действия становятся доступными осмыслению и анализу. Таким образом, родители должны понимать, что основное значение в подготовке ребенка к школе имеет его собственная деятельность.

  От нас, взрослых, зависит успешность ребенка в школе и помощь в комфортном переходе от дошкольного детства к обучению должны предложить ребенку самые близкие люди - его родители.

   Мы искренне надеемся, что совместная деятельность педагогов, пап и мам с детьми на протяжении всего детства, как в детском саду, так и в школе, позволит родителям добиться высоких результатов в воспитании и развитии своих детей.

свернуть